«Одним из результатов реформирования отрасли должно стать появление педагога новой формации, способного не только дать ребенку знание предмета, но и, в первую очередь пробудить в нем жажду развития, тягу к постоянному самообразованию, стремление учиться и работать в качественно иных условиях жизни…» (Послание Президента Чувашии Н.Федорова Госсовету Чувашской Республики "Великие свершения требуют великих замыслов")
Школьное образование должно соответствовать инновационному направлению развития республики, как того требует президент, и профессионализм педагогов в решении этой задачи играет одну из первостепенных ролей.
Специфика профессионализма педагога – в способности обучать, воспитывать, просвещать. Эта способность многофакторная. Безусловно, есть природный фактор: врожденная интуиция, интеллектуальное чутье на правильность педагогического воздействия. Но учительская профессия – массовая и невозможно надеяться только на природные педагогические способности. Нужны специальные и управляемые усилия по выращиванию педагогического профессионализма: знаний, умений, опыта обучения и воспитания, личностных способностей.
Сущность профессионализма учителя исторически меняется. Сегодня, в новых социальных условиях России, мы имеем государственные документы, определяющие образовательную политику, и, следовательно, задающие новые параметры профессионализма учителя.
1. Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа
Основными составляющими компетентности педагогических работников в данном документе являются:
Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
Коммуникативная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
Правовая компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
2. Государственные программы: «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012г.г.» (Программа разработана по поручению Президента РФ от 17 марта 2008 года № ПР-427, п.3, Поручения Правительства РФ от 22 марта 2008 года № В3-П45-1745, п.3.) «Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года» (Указ Президента Чувашской Республики № 25 от 21 марта
В государственных программах и концепциях модернизации образования делаются акценты на следующих позициях:
Ориентация школьного образования на практические навыки и способности применять знания, реализовывать собственные проекты
Построение обучения на основе компетентностного подхода
Овладение обучающимися умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений
Возрастания роли и значимости учебных курсов с элементами освоения технологий. Вовлечение школьников в проектную и практическую деятельность
Обеспечение возможности построения школьниками индивидуальных образовательных траекторий
Изменение подхода к преподаванию естественнонаучных дисциплин с акцентом на проведение исследований, выдвижение и проверку гипотез, решение аналитических и проектных задач
Формирование конкурентоспособной, социально и профессионально мобильной личности, владеющей общечеловеческими нормами нравственности, культуры, здоровья и межличностного взаимодействия и способной обеспечить устойчивое повышение качества собственной жизни и общества в целом (Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года)
В современных условиях структурных и содержательных изменений российского образования эффективность деятельности в большей степени зависят от уровня профессионализма, подготовки и деловых качеств педагога, его мобильности, готовности переучиваться, настойчиво пополнять и совершенствовать профессиональные знания и умения.
3. Ежегодные Послания Президента РФ Государственной Думе и Президента ЧР Государственному Совету.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
«…школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя…» (Д.А. Медведев «Национальная образовательная инициатива «НОВАЯ ШКОЛА»).
Анализируя ежегодные Послания Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова, можно четко проследить современные требования к профессионализму учителя, педагога.
«…Предмет, который ведет учитель, – не цель, а инструмент для воспитания не специалиста, а личности, подготовки ребенка ко взрослой жизни. А цель любого учителя, в том числе предметника, – не подготовка великого, но несчастного математика или историка, а гармонично развитого и умеющего стать счастливым человека и гражданина.
Танцуя от печки, надо подчеркнуть, проблемы здоровья нации, равно как и все проблемы народа, и накапливаются и решаются, прежде всего, не в учреждениях здравоохранения, а в учреждениях и системе образования, просвещения и воспитания…» ("Дорожить временем, служить людям" – 2007 год)
«…творчество и инновации, культура и духовность должны стать основой и стилем жизни повсеместно ("Будущее строим сегодня!" – 2008 год)
«…Актуальными всегда являются такие качества, как инициативность, активность, мобильность, креативность и инновационность граждан. Соответственно залог успехов Чувашии – в инициативе каждого!»("Успехи Чувашии – в инициативе каждого!"- 2009 год)
«…Теперь правит миром тот, кто умеет быстрее других обработать, систематизировать информацию и из нее получать новые знания. …На первый план выходят новые и перспективные когнитивные технологии. (Речь идет об информационных познавательных технологиях, специально ориентированных на развитие интеллектуальных способностей человека, его воображения и ассоциативного мышления.)…» (Чувашия из будущего и для будущего – 2010 год)
Обозначенные выше характеристики задают широкий, интегративный характер, с которым учителю надо быть хорошо знакомым. Это обуславливает интегративность образования учителя, ибо в отечественной традиции педагогического образования наблюдается стремление к разносторонности, многогранности профессии «учитель». К тому же, чем интегративнее компетентность учителя, тем учитель лучше подготовлен к изменениям, неожиданностям.
Итак, профессионализм учителя представляет собой систему высокого уровня психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающим на практике социально-востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения.
В научной литературе для интерпретации педагогического профессионализма используется достаточно широкий ряд понятий: “профессионально важные качества педагога”, “педагогические способности”, “педагогические умения”, “квалификация”, “мастерство”,
“творчество”, “умелость”, “стиль педагогической деятельности”,
“педагогические позиции”, “педагогическая культура” и др.
Приоритетов между отдельными компонентами профессионализма можно выявить великое множество. При этом исходными позициями в оценке профессионализма могут стать разные подходы. Опыт показывает, что на практике основой профессионализма учителя на современном этапе является его умение и готовность принятия других людей, в частности, учеников такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, умение обучать их, не давая категорических оценок этим особенностям. Все многообразие профессионально значимых характеристик учителя мы условно объединили в два крупных блока: надпредметная (психолого-педагогическая) компетентность и компетентность предметная.
Компетентность | |
Надпредметная (внепредметная) |
Предметная |
Психолого-педагогическая культура учителя. |
Знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами. |
Знание и учет возрастных особенностей учащихся. | |
Владение различными педагогическими технологиями. |
Владение методическими средствами структурного разложения конкретной темы с учетом ее специфики. |
Знание нормативно-правовой базы. | |
Информационно-коммуникативная |
|
Профессионализм учителя представляет собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающим на практике социально-востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения.
Изучив результаты исследований как отечественных, так и зарубежных педагогов-психологов мы пришла к выводу, что учителя в большинстве своем проходят 5 основных стадий профессионального становления (в таблице стаж работы учителя взят условно).
Стадия |
Стаж работы |
Характеристика |
I |
Начинающие педагоги 1-2 года |
Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку. |
II |
Молодые специалисты 2-5 лет |
Испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных. Стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому анализу. |
III |
Опытные учителя 5-10 лет |
Стадия “учительской компетентности”. Способность самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и детскую деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто неординарными ситуациями. |
IV |
Профессионалы 10-20 лет |
Период “профессионального мастерства”. Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики. |
V |
Эксперты Свыше 20 лет |
Склонны в своей деятельности к интуитивному целостному схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все несущественное и второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного. |
Данная таблица показывает процесс движения от начинающего учителя к учителю-эксперту, а именно отражает изменения в трех аспектах профессионального поведения:
1. Поведенческая парадигма меняется от следования абстрактным принципам к применению своего уникального профессионального опыта.
2. Происходит сдвиг от восприятия педагогической ситуации как структуры дискретной, не связанной с целым, к восприятию системному, где каждый элемент рассматривается как часть целого, функционально и структурно с ним связанная.
3. Меняется сама педагогическая позиция учителя: от стороннего наблюдателя – к активному участнику образовательного процесса, способному влиять на ход и развитие педагогической ситуации.
Однако на сегодняшний день существует ряд противоречий:
противоречие между сложившимся опытом учителя и реалиями жизни
противоречие между эмпиричностью, предметно – локальностью мышления и становлением научного, диалектико-педагогического, теоретического, инновационного стиля мышления учителя
неготовность многих учителей педагогически ответить на новые вызовы времени
Меняется роль учителя. Из всеведающего, непререкаемого наставника он постепенно превращается в компетентного коллегу, старшего партнера по исследованию и разработке проекта, инициатором интересных начинаний, бросившего вызов сообразительности, изобретательности и творческой фантазии учеников. В такой роли выступать нелегко и к ней нужно готовиться.