НАШ ОПЫТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

НАШ ОПЫТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Ершова Татьяна Аркадьевна

Аннотация

Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию.

 

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

-использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

-использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

-рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

-использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

-использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

-организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

-использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.

          Поэтому в 2008 году мы разработали проект информатизации школы, который выиграл грант 50 тысяч. Целью нашего проета было:

1. Создание единой образовательной информационной среды, учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности школы, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить качество и доступность образовательного процесса.                       

           2. Развивать способности обучающихся, удовлетворять их потребности, подготовить к будущей самостоятельной жизни.

Кроме того мы поставили перед собой следующие задачи:

ü                   Создать условия для перехода на новый качественный уровень использования компьютерной техники,  новых информационных технологий.

ü                   Обеспечить необходимые правовые, научно-методические, организационные, информационные, кадровые и другие условия для перехода на новый уровень использования новых информационных тенологий.

ü                   Определить, апробировать и внедрить современные подходы к применению ИКТ в образовании.

ü                   Создать единое информационную среду обучения (обеспечение образовательного процесса в предметных областях).

ü                   Формировать информационную культуру учащихся, повысить качество образовательной и профессиональной подготовки в области применения современных информационных технологий.

ü                   Осуществлять развернутый мониторинг образовательной деятельности.

ü                   Развивать контакты посредством Интернет.

ü                   Автоматизировать документооборот, создать информационно-коммуникативное обеспечение образовательного пространства.

ü                   Создать открытое информационное пространство школы через информационно-образовательную сеть.

ü                   Совершенствовать материально-техническую базу школы, обеспечивающую системное внедрение и активное использование ИКТ.

ü                   Участвовать в региональных и общероссийских программах по информатизации образования.

ü                   Реализовывать программы дополнительного образования, предусматривающие освоение обучающимися новых информационных технологий.

Мы счтаем, что миссия школы в ходе информатизации это - создание образовательной среды, обеспечивающей личностную ориентацию в обучении и воспитании, вариативность и свободу выбора в образовании,  получение основного и среднего (полного) общего образования на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, успешную социализацию выпускника при сохранении лучших традиций школы.

В ходе реализации программы информатизации реализовались следующие проекты:

1. Проект «Учитель и ученик: современные нформационные  технологии в образовании»

2. Проект «Школьная газета «Хыçалти парта».

3. Проект «Информатизация воспитательного процесса».

4. Проект «Информатизация управления школой».

 

Проект информатизации был разработан на 2008-2011 годы. На сегодняшний день мы имеем следующие результаты:

Осуществлён  переход на новый качественный уровень использования компьютерной техники,  новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Педсоветы и методсеминары проводятся с использованием мультимедийного оборудования.

К числу сильных сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую теоретическую и технологическую подготовку администрации, что даёт существование у педагогов и школьного сообщества положительного опыта, осуществление инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, наличие эффективной научно-методической поддержки учителей в совершенствовании образовательной деятельности. Последние годы наблюдается положительная тенденция в развитии учебного заведения:

-         более эффективным стал процесс содействия развитию личности учащихся, формированию их познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала;

-         наблюдается ежегодный рост удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе;

-         значительно обогатился теоретический и методический арсенал педагогического коллектива, деятельность которого стала целенаправленной, системной, наукоемкой;

-         постепенно формируется  «лицо» школы с неповторимыми индивидуальными чертами.

                  Кроме того:

ü                  Создана единая информационная среда обучения

ü                  Сформирована информационная культура учащихся, повышено качество образовательной и профессиональной подготовки в области применения современных информационных технологий.

ü                  Осуществлён развернутый мониторинг образовательной деятельности.

ü                  Создано открытое информационное пространство школы через информационно-образовательную сеть.

ü                  Усовершенствована материально-техническая база школы, обеспечивающая системное внедрение и активное использование ИКТ.

ü                  Построен оптимальный учебный план и, как следствие, снижена перегрузка  учащихся, соответствие учебных программ целям школы и реальным возможностям учащихся.

Мы рады, что смогли достичь таких успехов. Но на этом мы не остановимся и будем достигать новые вершины. Надо отметить, что отмеченные позитивные факты отнюдь не свидетельствуют о беспроблемности учреждения.

Литература:

Материалы проекта «Программа информатизации. МАТРИЦА:перезагрузка».