НАШ ОПЫТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Ершова Татьяна Аркадьевна
Аннотация
Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
-использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
-использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
-рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
-использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
-использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
-организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
-использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
Поэтому в 2008 году мы разработали проект информатизации школы, который выиграл грант 50 тысяч. Целью нашего проета было:
1. Создание единой образовательной информационной среды, учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности школы, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить качество и доступность образовательного процесса.
2. Развивать способности обучающихся, удовлетворять их потребности, подготовить к будущей самостоятельной жизни.
Кроме того мы поставили перед собой следующие задачи:
ü Создать условия для перехода на новый качественный уровень использования компьютерной техники, новых информационных технологий.
ü Обеспечить необходимые правовые, научно-методические, организационные, информационные, кадровые и другие условия для перехода на новый уровень использования новых информационных тенологий.
ü Определить, апробировать и внедрить современные подходы к применению ИКТ в образовании.
ü Создать единое информационную среду обучения (обеспечение образовательного процесса в предметных областях).
ü Формировать информационную культуру учащихся, повысить качество образовательной и профессиональной подготовки в области применения современных информационных технологий.
ü Осуществлять развернутый мониторинг образовательной деятельности.
ü Развивать контакты посредством Интернет.
ü Автоматизировать документооборот, создать информационно-коммуникативное обеспечение образовательного пространства.
ü Создать открытое информационное пространство школы через информационно-образовательную сеть.
ü Совершенствовать материально-техническую базу школы, обеспечивающую системное внедрение и активное использование ИКТ.
ü Участвовать в региональных и общероссийских программах по информатизации образования.
ü Реализовывать программы дополнительного образования, предусматривающие освоение обучающимися новых информационных технологий.
Мы счтаем, что миссия школы в ходе информатизации это - создание образовательной среды, обеспечивающей личностную ориентацию в обучении и воспитании, вариативность и свободу выбора в образовании, получение основного и среднего (полного) общего образования на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, успешную социализацию выпускника при сохранении лучших традиций школы.
В ходе реализации программы информатизации реализовались следующие проекты:
1. Проект «Учитель и ученик: современные нформационные технологии в образовании»
2. Проект «Школьная газета «Хыçалти парта».
3. Проект «Информатизация воспитательного процесса».
4. Проект «Информатизация управления школой».
Проект информатизации был разработан на 2008-2011 годы. На сегодняшний день мы имеем следующие результаты:
Осуществлён переход на новый качественный уровень использования компьютерной техники, новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Педсоветы и методсеминары проводятся с использованием мультимедийного оборудования.
К числу сильных сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую теоретическую и технологическую подготовку администрации, что даёт существование у педагогов и школьного сообщества положительного опыта, осуществление инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, наличие эффективной научно-методической поддержки учителей в совершенствовании образовательной деятельности. Последние годы наблюдается положительная тенденция в развитии учебного заведения:
- более эффективным стал процесс содействия развитию личности учащихся, формированию их познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала;
- наблюдается ежегодный рост удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе;
- значительно обогатился теоретический и методический арсенал педагогического коллектива, деятельность которого стала целенаправленной, системной, наукоемкой;
- постепенно формируется «лицо» школы с неповторимыми индивидуальными чертами.
Кроме того:
ü Создана единая информационная среда обучения
ü Сформирована информационная культура учащихся, повышено качество образовательной и профессиональной подготовки в области применения современных информационных технологий.
ü Осуществлён развернутый мониторинг образовательной деятельности.
ü Создано открытое информационное пространство школы через информационно-образовательную сеть.
ü Усовершенствована материально-техническая база школы, обеспечивающая системное внедрение и активное использование ИКТ.
ü Построен оптимальный учебный план и, как следствие, снижена перегрузка учащихся, соответствие учебных программ целям школы и реальным возможностям учащихся.
Мы рады, что смогли достичь таких успехов. Но на этом мы не остановимся и будем достигать новые вершины. Надо отметить, что отмеченные позитивные факты отнюдь не свидетельствуют о беспроблемности учреждения.
Литература:
Материалы проекта «Программа информатизации. МАТРИЦА:перезагрузка».