Рекомендации по оборудованию кабинета ОБЖ в школе

Рекомендации по оборудованию кабинета ОБЖ в школе

Школьный кабинет Основ безопасности жизнедеятельности – элемент учебно-материальной базы, необходимой для качественного проведения уроков и внеклассных мероприятий по программе курса ОБЖ. Требования, предъявляемые к оборудованию кабинета ОБЖ, известны и практически не отличаются от тех, которые предъявлялись еще к оборудованию кабинетов начальной военной подготовки – «предшественницы» ОБЖ.

Кабинет ОБЖ должен отвечать следующим требованиям:

- представлять собой помещение, удобное для занятий, удовлетворяющее санитарно-гигиеническим нормам с примыкающей к нему лаборантской, предназначенной для хранения приборов, учебных наглядных пособий и учебного имущества;

- быть постоянно готовым для проведения уроков и внеклассной работы;

- способствовать решению в ходе уроков не только учебных, но и воспитательных задач;

- обеспечивать максимальное достижения наглядности в обучении и одновременно создавать условия для выполнения учащимися самостоятельных заданий;

- обеспечивать возможность для широкого применения технических средств обучения;

- содержать учебную литературу, наглядные пособия и имущество по курсу ОБЖ;

- сочетать наглядность, содержательность экспонируемых материалов с художественностью оформления интерьера.

Что же касается содержательной части оформления кабинета, тут единых требований нет.

Каждая школа располагает разными материальными возможностями, разным уровнем обеспеченности, доставшейся по наследству от курса начальной военной подготовки. Следует также учитывать обстоятельства, что курс ОБЖ помимо чисто практических задач подготовки учащихся к действиям в условиях ЧС призван решать и сложные мировоззренческие задачи по формированию личности безопасного типа. Личность безопасного типа- человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу и сохранением жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям во имя высоких идеалов защиты Отечества, уважающего свою историю и традиции своей Родины .

В связи с тем, что до сих пор идет поиск оптимального сочетания направлений, тем курса, времени, отведенного на их изучение, программа курса часто меняется. В то же время печатные материалы, предназначенные для оборудования учебного кабинета малодоступны и дороги. Предлагаемый вариант оборудования кабинета предполагает уделить внимание основным концептуальным направлениям курса ОБЖ. В связи с этим целесообразно предусмотреть следующие варианты стендов:

- Стенд № 1 «Безопасность жизнедеятельности». Располагается над классной доской. На нем изложено определение курса (8) (рис.1).

- Стенд № 2. «Выпускник школы должен знать» (рис.1).

- Стенд № 3. «Выпускник школы должен уметь» (рис.1).

Стенды № 2 и № 3 содержат информацию по основным критериям личного безопасного типа (2) и располагаются на фронтальной стене классной комнаты вместе со стендом № 1 следующим образом:

Стенд № 1. Безопасность жизнедеятельности

Стенд № 2

« Выпускник школы

должен знать»

КЛАССНАЯ ДОСКА

Стенд № 3.

«Выпускник школы

должен уметь».

- Стенд № 4 «Из истории» содержит основные этапы становления и развития общественных и государственных структур, отвечающих за безопасность жизнедеятельности граждан (рис.2).

- Стенд № 5. «Безопасность» содержит определение понятия «Безопасность» и отражает его основные аспекты (рис.3)

- Стенд № 6. «Чрезвычайные ситуации» содержит определение ЧС и классификацию различных видов ЧС (рис.4)

- Стенд № 7 «Основы Российского военного законодательства» дает представления об основных законах, на основании которых осуществляется деятельность Вооруженных Сил РФ (рис.5)

- Стенд № 8 «Структура Вооруженных Сил России « (рис.6)

- Стенд № 9 «Основы здорового образа жизни» (рис.7)

- Стенд № 10 «Алгоритм оказания первой медицинской помощи» (рис. 8)

- Стенд № 11 «ОБЖ в вопросах и ответах» содержит сменную информацию для учащихся о текущих мероприятиях в рамках курса ОБЖ (рис. 9).

- Стенд № 12. «Отличники ОБЖ» (рис. 10)

Материал подается в форме логических схем, отражающих наиболее важные темы курса. Детали сознательно опущены. Они могут быть использованы учителем при подготовке конкретного урока в зависимости от возможностей школы. Это могут быть учебные плакаты, иллюстрации из методических журналов, диафильмы и слайды, наглядные пособия, изготовленные самим учителем. В школах, где есть возможность использовать видеоаппаратуру, каждую тему можно оживить демонстрацией учебных видеофильмов или подборкой видеоматериалов, собранных самим учителем. Оборудование кабинета не потребует дорогостоящих материалов. Схемы могут быть выполнены на уроках черчения. Еще проще использовать современную множительную аппаратуру, фрагменты схем могут быть размножены с необходимым увеличением, а затем склеены на отдельном легком подрамнике. Цветные иллюстрации можно использовать из журналов «Гражданская защита» «Основы безопасности жизнедеятельности» и др. Документы или их фрагменты (статьи, цитаты) можно помещать на подрамнике в натуральную величину или в несколько увеличенном виде. Это позволяет быстро реагировать на возможные изменения, вносить необходимые коррективы, делать кабинет «Живым», постоянно обеспечивающим высокий современный уровень проведения уроков и внеклассных мероприятий по программе курса ОБЖ.

По материалам http://19.mchs.gov.ru/kbzhd/detail.php?ID=1746