ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения
экзаменационных работ для проведения государственной
(итоговой)аттестации выпускников основной школы в новой форме в
2009 годуГосударственная
(итоговая) аттестация выпускников основной школы в новойформе осуществляется в
2009 году по 9 предметам на основе централизованноразработанных экзаменационных материалов
.Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в
целом по этим предметам создавалась с учетом требований теории и практики
педагогических измерений и традиций преподавания каждого предмета
.При разработке шкалы оценивания результатов выполнения экзаменационных
работ использовались экспертные методы
, основанные на анализе содержания каждогозадания и всей экзаменационной работы
, а также анализе результатов выполнения заданийи работы в целом разными группами учащихся
, имеющими различную подготовку попредмету
. В процессе работы согласовывались позиции экспертов относительнотребований к уровню подготовки учащихся
, необходимых для получения различныхотметок по традиционной
5-балльной шкале. За основу были взяты требования к уровнюподготовки
, сформулированные в образовательных стандартах 2004 года.Рекомендации
, подготовленные специалистами Федеральных предметных комиссий,носят рекомендательный характер
. Это связано с тем, что в 2009 году к проведениюгосударственной
(итоговой) аттестации в новой форме подключились новые регионы, атакже были разработаны экзамены по новым предметам
. В связи с этим территориальнойэкзаменационной комиссии рекомендуется перед процедурой перевода первичных баллов
в пятибалльную шкалу провести предварительный анализ результатов выполнения
учащимися экзаменационных работ и внести при необходимости корректировки в
предлагаемую шкалу оценивания
. Рекомендации по корректировке шкалы по отдельнымпредметам приводятся ниже
. Факт изменения шкалы пересчета должен бытьзафиксирован в отчете территориальной предметной комиссии
. Копии данных отчетовдолжны быть направлены разработчикам для учета в дальнейшей работе
.Результаты экзамена используются для государственной
(итоговой) аттестациивыпускников основной школы
, а также для формирования профильных классов. В рядерегионов эти данные используются для аккредитации образовательных учреждений и
аттестации педагогических кадров
. Необходимо отметить, что это возможно только приусловии участия в экзамене представительной выборки учащихся данного
образовательного учреждения
, а также учета дополнительных данных, характеризующихначальную подготовку учащихся и условия обучения в конкретном образовательном
учреждении
.Для обсуждения по ряду предметов даны рекомендации по использованию
результатов экзаменов в различных целях
.Ниже приведены рекомендации по пересчету баллов за выполнение экзаменационной
работы в отметки по пятибалльной шкале
, а также использованию и интерпретациирезультатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной
(
итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году по девятипредметам
.2
1.
РУССКИЙ ЯЗЫКПри определении подходов к пересчету первичных баллов за выполнение
экзаменационной работы в отметки по пятибалльной шкале за основу были взяты
требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы, которые вместе с
результатами анализа данных государственной (итоговой) аттестации выпускников
основной школы в 2008 году позволили определить перечень умений, которыми должны
овладеть учащиеся с различными уровнями подготовки.
А
. Перечень умений, которыми должен владеть учащийся с удовлетворительнымуровнем подготовки
:•
адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главнуюмысль
, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);•
обрабатывать информацию звучащего текста;•
сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научныхтекстов различных функционально
-смысловых типов речи;•
адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему,главную мысль
, основную и дополнительную, явную и скрытуюинформацию
);•
понимать отношение автора или героя к одной из поставленных впрочитанном тексте проблем
;•
использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качествеаргумента
;•
определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;•
находить грамматическую основу предложения;•
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию,морфологии и синтаксису в практике правописания
;•
последовательно излагать собственные мысли;•
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими,пунктуационными и речевыми нормами литературного языка
.Б
. Перечень умений, которыми должен владеть учащийся с хорошим уровнемподготовки
(включая перечисленные выше):•
понимать отношение автора или героя к поставленным в прочитанномтексте проблемам
;•
интерпретировать информацию прочитанного текста;•
проводить морфемный и словообразовательный анализ слова;•
определять принадлежность слова к определенной части речи по егограмматическим признакам
;•
определять принадлежность предложения к определенной синтаксическоймодели по его смыслу
, интонации и грамматическим признакам.В
. Перечень умений, которыми должен владеть учащийся с отличным уровнемподготовки
(включая перечисленные выше):•
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили
, язык художественной литературы;•
определять функционально-смысловой тип речи;•
проводить анализ средств речевой выразительности прочитанного текста;•
создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи
;•
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии стемой
, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;•
использовать в собственной речи разнообразные грамматическиеконструкции и лексическое богатство языка
.3
Максимальная сумма
, которую может получить экзаменуемый, правильновыполнивший задание первой части экзаменационной работы по критериям ИК
1 – ИК3,–
7 баллов.За верное выполнение заданий второй части экзаменационной работы
экзаменуемый получает по
1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или егоотсутствие выставляется
0 баллов.Максимальное количество баллов
, которое может набрать экзаменуемый, правильновыполнивший
21 тестовое задание второй части работы, – 21 балл.Максимальное количество баллов
, которое может набрать экзаменуемый, правильновыполнивший задание третьей части работы по критериям СК
1 – СК4, – 7 баллов.При этом в
2009 году все критерии проверки обеих моделей задания третьей части –С
2.1 и С2.2 – строго соотнесены между собой и уравнены по количеству баллов.Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной
речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом
(с учётомгрубых и негрубых
, однотипных и неоднотипных ошибок). Максимальное количествобаллов
, которое может набрать экзаменуемый за соблюдение языковых и речевых норм,фактической точности письменной речи
, – 10 баллов.Максимальное количество баллов
, которое может получить экзаменуемый завыполнение всей экзаменационной работы
, – 45 балловС учётом типов заданий, проверяющих то или иное умение, а также с учётом
результатов экзамена 2008 года предлагается следующая шкала пересчета баллов,1
которая должна обеспечить необходимую дифференциацию между группами
экзаменуемых
:Таблица
1Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в
отметку по
5-балльной шкале (русский язык как родной)Отметка по
5-балльнойшкале
«2» «3» «4» «5»
Общий балл
0 - 20 21 – 30 31 – 40,из них не
менее
4баллов по
критериям
ГК
1 – ГК441 – 45,
из них не
менее
6баллов по
критериям
ГК
1 – ГК4При оценивании экзаменационных работ выпускников
9-х классов, обучавшихсяпо программе русского языка как неродного
, допустимо использование следующей шкалыпересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по
5-балльной системе
.Таблица
2Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в
отметку по
5-балльной шкале (русский язык как неродной)Отметка по
5-балльнойшкале
«2» «3» «4» «5»
Общий балл
0 - 16 17 – 28 29 – 37 38 – 451
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметкупо
5-балльной шкале носит рекомендательный характер.4
Используя результаты государственной
(итоговой) аттестации выпускниковосновной школы в новой форме
, можно провести анализ уровня предметной подготовкивыпускников общеобразовательных учреждений
, получивших разные отметки наэкзамене
.Кроме того
, можно провести анализ уровня готовности того или иного ученика кдальнейшему обучению на русском языке
.Результаты экзамена могут быть использованы для отбора учащихся в профильные
классы средней школы
. Рекомендуемый минимальный балл – 36 (80% от общей суммыпервичных баллов
).При этом рекомендуется отбирать в профильные классы таких учащихся
, которыепо критериям ГК
1 – ГК4 получили не менее 6 баллов.Целесообразно учитывать также уровень выполнения некоторых заданий
:С
1 – не ниже чем на 6 баллов,С
2.1 или С2.2 – не ниже чем на 6 баллов.Результаты государственной
(итоговой) аттестации выпускников основной школыв новой форме по русскому языку могут быть использованы для аттестации
общеобразовательных учреждений и учителей только совместно с результатами единого
государственного экзамена и при наличии других аттестационных процедур
, проводимыхв рамках общероссийской системы оценки качества образования
.2.
АЛГЕБРАВ 2009 г., как и в прошлом, для оценивания экзаменационных работ используются
две модели.
Модель
1За каждое верно решенное задание
первой части учащемуся начисляется 0,5 балла.Задания
второй части имеют разный вес: за верное выполнение задания № 17учащийся получает
2 балла, заданий 18 и 19 – по 4 балла, заданий 20 и 21 – по 6 баллов.Общий балл формируется путем суммирования баллов
, полученных учащимся завыполнение первой и второй частей работы
, при условии выполнения минимальногокритерия
: 8 верно решенных заданий первой части. В итоге за первую часть максимальноможно получить
8 баллов, за вторую – 22 балла, за работу в целом – 30 баллов.Таблица
1Начисление баллов за задания работы
Часть 1
(задания с выбором
ответа и кратким
ответом)
Часть
2(
задания с развернутым ответом)№
задания
Задания
1 – 16 17 18 19 20 21Баллы Каждое задание
– 0,5балла
2
б. 4 б. 4 б. 6 б. 6 б. Σ = 305
Таблица
2Схема перевода общего балла в
5-балльную шкалу отметокПри выполнении минимального критерия
Общий балл
Выполнено
менее 8
заданий в
части
124 – 7
баллов8 – 15
баллов16 – 30
балловОтметка
«2» «3» «4» «5»Задание первой части считается выполненным верно
, если в бланке с заданиямиобведен номер верного ответа
(в заданиях с выбором ответа), или вписан верный ответ (взаданиях с кратким ответом или задании на соотнесение
).Задание второй части считается выполненным верно
, если учащийся выбралправильный путь решения
, из письменной записи решения понятен ход его рассуждений,получен верный ответ
. Если в решении допущена ошибка, не носящая принципиальногохарактера и не влияющая на общую правильность хода решения
, то учащемусязасчитывается балл
, на 1 меньший указанного. Другие возможности непредусматриваются
. Рекомендации по выставлению балла, на единицу меньшего,приводятся в
«Критериях оценивания заданий с развернутым ответом».Модель
2За каждое верно решенное задание первой части учащемуся начисляется
1 балл.Задания второй части имеют разный вес в зависимости от их относительной сложности в
работе
. При верном выполнении заданий второй части в общий балл учащегосязасчитывается за задание
17 – 2 балла, за задания 18 и 19 – по 3 балла, за задания 20 и 21–
по 4 балла.Общий балл формируется путем суммирования баллов
, полученных учащимся завыполнение первой и второй частей работы
. В итоге за первую часть максимально можнополучить
16 баллов, за вторую – 16 баллов, за работу в целом – 32 балла.Таблица
3Начисление баллов за задания работы
Часть 1
(задания с выбором
ответа и кратким
ответом)
Часть
2(
задания с развернутым ответом)№ задания Задания
1 – 16 17 18 19 20 21Баллы Каждое задание
– 1 балл 2 б. 3 б. 3 б. 4 б. 4 б. Σ = 322
При необходимости территориальная экзаменационная комиссия может изменить минимальный критерий,уменьшив число заданий
, необходимых для выставления минимальной положительной отметки,зафиксировав это в отчете о результатах
.6
Таблица
4Схема перевода общего балла в
5-балльную шкалу отметокПри выполнении минимального критерия
Общий балл
Выполнено
менее 8
заданий в
части
138 – 14
баллов15 – 21
балла22 – 32
баллаОтметка
«2» «3» «4» «5»Задание первой части считается выполненным верно
, если в бланке с заданиямиобведен номер верного ответа
(в заданиях с выбором ответа), или вписан верный ответ (взаданиях с кратким ответом или задании на соотнесение
).Задание второй части считается выполненным верно
, если учащийся выбралправильный путь решения
, из письменной записи решения понятен ход его рассуждений,получен верный ответ
. В зависимости от полноты и правильности решения каждогозадания второй части учащийся может получить не только полный балл
, но и«
частичный», вплоть до 1. рекомендации по выставлению того или иного баллаприводятся в
«Критериях оценивания заданий с развернутым ответом».3.
ГЕОМЕТРИЯЭкзаменационная работа по геометрии состоит из пятнадцати заданий. Восемь заданий
(
№№ 1-8) соответствуют базовому уровню сложности. Все они представлены в первойчасти работы
. Задание считается выполненным верно, если в бланке с заданиями обведенномер верного ответа
(для заданий №№ 1-4) или вписан верный ответ (для заданий №№ 5-8).
За верное выполнение каждого из них учащемуся начисляется 1 балл. В итоге завыполнение заданий первой части максимально можно набрать
8 баллов.Во второй части работы представлены задания повышенного уровня сложности
(№№9-13).
Задания №№ 9-12 считаются выполненными верно, если в бланк с заданиямиучащимися вписаны верные ответы
. За верное выполнение каждого из заданий №№ 9-11учащемуся начисляется
1 балл. За верное выполнение задания №12 можно получить 2балла
. Задание №13 считается выполненным верно, если из записи решения учащегосяпонятен ход его рассуждений и требуемые утверждения доказаны
. Верное выполнениезадания №
13 оценивается в 2 балла. Таким образом, за успешное выполнение всехзаданий второй части максимально можно набрать
7 баллов.В третью часть работы включены два задания
(№№ 14,15) высокого уровнясложности
. Задания №№14,15 считаются выполненными верно, если учащийся выбралправильный путь решения
, из записи решения понятен ход его рассуждений, в результатевыполнения получен верный ответ
. В зависимости от полноты и правильности решениякаждого задания третьей части учащийся может получить не только полный балл
, но и«
частичный», вплоть до одного. При верном выполнении заданий третьей части в общийбалл засчитывается за задание №
14 – 2 балла, за задание № 15 – 3 балла. За выполнениезаданий третьей части максимально можно получить
5 баллов.3
При необходимости территориальная экзаменационная комиссия может изменить минимальный критерий,уменьшив число заданий
, необходимых для выставления минимальной положительной отметки,зафиксировав это в отчете о результатах
.7
В итоге максимально за работу в целом можно получить
20 баллов.Выполняя задания первой части
, учащиеся демонстрируют знание конкретныхопределений и теорем школьного курса геометрии
, а также овладение предметнымиумениями
, воспроизводя их в знакомых учебных ситуациях. Верное выполнение 6заданий позволяет зафиксировать достижение выпускником уровня обязательной
подготовки по курсу геометрии основной школы
, наличие которой принято оцениватьположительной отметкой
«3».Получение учащимся отметки
«4» возможно в случае овладения им знаниями иумениями по предмету
, способами деятельности и демонстрации этого овладения визмененной учебной ситуации
. Это означает, что учащемуся необходимо также набратьбаллы и за выполнение заданий второй или третьей части
.Для получения отметки
«5» необходимо продемонстрировать не только умениеиспользовать имеющиеся знания и известные методы для решения различного рода задач
,но и умение самостоятельно конструировать способ решения задачи
, проводитьдоказательные рассуждения
, обнаруживая возможности для использования известныхтеорем
. То есть учащемуся необходимо набрать баллы и за выполнение заданий сразвернутым ответом
.Исходя из сказанного выше
, рекомендуется следующая шкала пересчета первичногобалла в школьную отметку
.Таблица
1Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в
отметку по пятибалльной шкале
Отметка по
5-ти балльнойшкале
2 3 4 5Общий балл за
выполнение работы
менее 6 6 – 10 11 – 14 15 – 20Экзамен по геометрии в новой форме будет проводиться второй год
. Число учащихся,сдававших экзамен в новой форме в
2008 году, невелико. Поэтому и в настоящее времяможно говорить лишь о рекомендациях по использованию результатов экзамена при
оценке выполнения работы учащимися
, получившими отметки «хорошо» и «отлично».При этом важно подчеркнуть
, что границы балловых интервалов, предложенные выше,могут уточняться в каждом регионе по результатам проведения экзамена
.При получении учащимся
11-12 баллов за работу можно говорить о наличии у негодостаточной подготовки для продолжения обучения по общеобразовательному курсу
базового уровня
.В случае получения
13-14 баллов за выполнение экзаменационной работы ученикможет быть рекомендован для обучения и на профильном уровне изучения предмета при
условии дополнительных занятий и ликвидации имеющихся пробелов в знаниях
.Рекомендуется для продолжения обучения в профильных классах старшей ступени
обучения достаточными считать
15 баллов.При желании продолжить обучение в старшем звене в классе с углубленным
изучением математики необходимо набрать не менее
16 баллов за работу, не менее одногоиз которых начислено за решение самого сложного задания работы
– задачи 15.8
4.
ФИЗИКАВ соответствии со спецификацией предмета экзаменационная работа по физике
включает задания по всем тематическим разделам курса физики основной школы разного
уровня сложности. Специфика отбора заданий по содержанию и уровню сложности
позволяет диагностировать не только объем усвоенных учащимся содержательных
элементов, но и овладение им различными видами деятельности. Каждый вариант
содержит:
•
16 заданий базового уровня (14 заданий с выбором ответа и 2 задания скратким ответом
); эти задания проверяют владение наиболее важнымпонятийным аппаратом школьного курса физики на уровне простого
воспроизведения или действия в стандартной учебной ситуации
, а такжеумение отвечать на прямые вопросы к тексту
, извлекать информацию изтаблиц и графиков
. Максимальный тестовый балл за правильное выполнениевсех заданий базового уровня
— 18 баллов.•
7 заданий повышенного уровня сложности (4 задания с выбором ответа, 2задания с кратким ответом и
1 задание с развернутым ответом); эти заданияпроверяют умение применять знания в знакомой или измененной ситуации
для нахождения объяснения различных явлений и процессов
, при решениифизических задач с использованием одного закона или формулы
, строить наоснове имеющихся теоретических знаний логические связные объяснения
процессов и явлений в окружающей жизни
. Максимальный тестовый балл заправильное выполнение всех заданий повышенного уровня
— 8 баллов.•
3 задания высокого уровня сложности (все задания с развернутымответом
); эти задания проверяют сформированность экспериментальныхумений при проведении косвенных измерений физических величин и умение
решать задачи на применение не менее двух законов или формул из одного
или двух разделов курса физики
, особенностью этих заданий являетсяпроверка не отдельных приемов
, а логически связанной цепочки действийпри проведении целостного исследования или решения задачи
.Максимальный тестовый балл за правильное выполнение всех заданий
высокого уровня
— 10 баллов.Максимальный тестовый балл за правильное выполнение всей экзаменационной
работы
— 36 баллов.Исходя из анализа результатов экспертизы и апробационных исследований
предложена следующая структура пересчета общего балла в отметки по пятибалльной
шкале с учетом процента выполнения групп заданий различного уровня сложности
.Отметка
«2» выставляется, если экзаменуемый получил балл, которыйсоответствует выполнению менее чем
50% заданий базового уровня.Отметка
«3» выставляется, если учащийся выполнил не менее 50% заданийбазового уровня
. Верхняя граница удовлетворительной отметки определяетсявыполнением
80% заданий базового уровня и 40% заданий повышенного уровнясложности или выполнением только большей части заданий базового уровня
, при этом вцелом тестовый балл не превышает максимального балла за выполнение заданий базового
уровня сложности
.Отметка
«4» ставится в том случае, если учащийся успешно справился не менеечем с
80% заданий базового уровня и выполнил не менее 60% заданий повышенногоуровня
. Верхняя граница отметки «хорошо» определяется выполнением 90% заданийбазового уровня
, 80% выполнения заданий повышенного уровня и решением частизаданий высокого уровня сложности
(до 30% от максимального числа баллов за этизадания
).9
Отметка
«5» выставляется в том случае, если учащийся успешно справился неменее чем с
90% заданий базового уровня, выполнил не менее 80% заданий повышенногоуровня и набрал не менее
50% от максимально возможного числа баллов за заданиявысокого уровня сложности
. Таким образом, минимальная граница для отметки«
отлично» начинается от 27 тестовых баллов.Таблица
1Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в
отметку по пятибалльной шкале
Отметка по 5-
балльной шкале
2
3
4
5
Общий балл менее
9 9 - 17 18 - 26 27 - 36Экзаменационные варианты для государственной итоговой аттестации выпускников
основной школы по физике конструируются исходя из требований федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии
со сложившейся системой проверки знаний и умений учащихся по физике
. В связи с этимпри создании экзаменационных материалов не могут учитываться особенности методики
преподавания предмета по отдельным вариативным учебно
-методическим комплектам.Однако на данном этапе внедрения стандартов по физике для основной школы
нельзя исключить возможности различного толкования авторами вариативных УМК
отдельных требований к уровню подготовки выпускников и
, как следствие, различий вуровне сформированности отдельных умений или успешности овладения отдельными
содержательными элементами у групп учащихся
, обучающихся по разным учебно-методическим комплектам
.Перед процедурой перевода тестового балла в пятибалльную шкалу
территориальной экзаменационной комиссии рекомендуется провести предварительный
анализ результатов выполнения учащимися отдельных заданий экзаменационной работы
.Если оказывается
, что какое-либо задание выполнено большинством учащихся(
статистически значимой выборкой) существенно ниже заявленного в спецификацииуровня
, то необходимо выделить возможную причину. Если анализ показал, что в данномконкретном случае сказались проблемы методики преподавания предмета по
используемому учебно
-методическому комплекту (например, не изучается такая формула,не предложены задания для освоения нового элемента содержания и т
.п.), то это заданиеможет быть исключено из рассмотрения при пересчете тестовых баллов в пятибалльную
шкалу
. Для данного варианта шкала пересчета «сдвигается вниз», но не более чем на 1балл
.Результаты экзамена могут использоваться для отбора в
10-е физико-математическиеклассы
. При проведении конкурсного отбора в профильные классы результаты экзаменапо физике востребованы при поступлении учащегося в классы
, где физика являетсяпрофильным предметом
. В этом случае можно считать готовыми к обучению впрофильном классе учащихся
, получивших по результатам экзамена отметку 5.Выпускники
, получившие на экзамене отметку 4, могут быть рекомендованы в классы спрофильным изучением физики условно
, так как эта группа учащихся непродемонстрировала необходимого уровня сформированности умений решения задач и
выполнения экспериментальных исследований
. Освоение ими программы курса физикипрофильного уровня возможно лишь при условии посещения дополнительных занятий и
сдачи зачета по перечисленным видам деятельности
.5.
ХИМИЯПри определении подходов к пересчету первичных баллов за выполнение
экзаменационной работы по химии в отметки по пятибалльной шкале, за основу были
10
взяты требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы
. Анализданного документа позволил определить перечень умений
, которыми должны овладетьучащиеся с различными уровнями подготовки
.1.
К минимальному набору умений, которыми должен владеть учащийся судовлетворительным уровнем подготовки
, отнесены:•
- называть: вещества по их химическим формулам; типы химическихреакций
;•
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов;уравнения химических реакций
;•
- характеризовать: химические свойства веществ различных классовнеорганических соединений
;•
- определять: принадлежность веществ к определенному классу;На проверку данного перечня умений направлено
10-16 заданий базового уровня.2.
В число умений, которыми должен овладеть учащийся с хорошим уровнемподготовки
, кроме вышеперечисленных, включены умения:•
- составлять: схемы, строения атомов первых 20 элементов периодическойсистемы Д
.И. Менделеева;•
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основеих положения в периодической системе Д
.И. Менделеева и особенностейстроения их атомов
; химические свойства веществ различных классовнеорганических и органических соединений
;•
- объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента,номеров группы и периода
, к которым принадлежит элемент впериодической системе
;•
- определять: вид химической связи и степень окисления элементов;возможность протекания реакций ионного обмена
;•
- вычислять: массовую долю химического элемента в веществе.Представленный перечень умений проверяется
16-23 заданиями, за которыеучащийся может набрать от
19 до 27 баллов, что и отражено в шкале перевода баллов (см.таблицу ниже
)3.
К умениям, которыми должен овладеть учащийся с отличным уровнемподготовки
, отнесены все вышеперечисленные умения, а также умения:•
- объяснять: закономерности в изменении свойств химических элементов иих соединений
;•
- определять: типы химических реакций;•
- вычислять: массовую долю растворенного вещества в растворе; количествовещества
, объем или массу по количеству вещества, объему или массереагентов или продуктов реакции
.Следует заметить
, что приведенное распределение умений на группы является вопределенной степени условным
, т.к. каждое отдельное умение может быть освоеноучащимися на разных уровнях
: репродуктивном, продуктивном и творческом. Такимобразом
, уровень подготовки выпускника будет определяться не фактом овладенияотдельным умением
, а степенью овладения совокупностью умений, что и подтвердитсяправильным выполнением определенного количества заданий
.Таблица
1Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в
отметку по пятибалльной шкале
Отметка по 5-
балльной шкале
«2» «3» «4» «5»
Общий балл менее
11 11 - 18 19 - 27 28 – 3311
Как видно из представленной таблицы
, минимальное число баллов, необходимоедля получения отметки
«3», равно 11, что соответствует 58% от максимального числабаллов за задания базового уровня или
33% от максимального балла за весь вариант (33балла
). Предложенная нижняя граница баллов для выставления отметки «3» являетсяориентиром для территориальных предметных комиссий и может быть снижена
, но нениже чем до
9 баллов.Для получения отметки
«4» учащимся необходимо набрать 19 баллов, чтосоответствует
58% от максимально возможного числа баллов. Указанное число балловучащийся может набрать
, правильно выполнив все задания базового уровня, а приналичии в них ошибок
, в результате выполнения заданий частей 2 и 3 (или их отдельныхэлементов
). В целом же предполагается, что учащийся с хорошим уровнем подготовкидолжен набирать определенное число баллов в заданиях повышенного и высокого уровня
сложности
.Для получения отметки
«5» от выпускника требуется выполнить все заданиябазового и повышенного уровня и набрать не менее одного балла за задание высокого
уровня сложности
. Таким образом, отличнику необходимо набрать не менее 28 баллов,что соответствует
85% от суммарного балла за весь вариант.Результаты
, полученные после проведения экзамена, могут быть использованы приприеме учащихся в профильные классы средней школы
.Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель
, нижняяграница которого соответствует
75% от максимального числа баллов, т.е. 25 баллам. Сточки зрения выполнения заданий
, такое число баллов предполагает выполненную безошибок первую часть работы
, состоящую из заданий с выбором ответа и 3 (из 4-х)правильно выполненных задания с кратким ответом из второй части
.6.
БИОЛОГИЯВ соответствии со спецификацией экзаменационная работа по биологии содержит
задания по всем тематическим разделам курса биологии за основную школу разного
уровня сложности. Специфика отбора заданий по содержанию и уровню сложности
позволяет диагностировать не только объем усвоенных учащимися содержательных
элементов, но и овладение ими различными умениями и видами деятельности. Каждый
вариант работы содержит:
•
21 задание базового уровня (все задания с выбором одного верного ответа);задания проверяют следующие учебные умения
: узнавать типичныебиологические объекты
, процессы, природные явления; называть и находитьважнейшие биологические термины и понятия курса
; определять иклассифицировать принадлежность биологических объектов к определенной
систематической категории
. Каждое задание оценивается в 1 балл.Максимальный балл за правильное выполнение заданий базового уровня
— 21балл
;•
10 заданий повышенного уровня сложности: четыре задания с выборомодного верного ответа
(каждое оценивается в 1 балл); одно задание с выборомнескольких верных ответов
(оценивается в 2 балла); одно задание наустановление соответствия
(оценивается в 2 балла); одно задание наустановление последовательности действий
(оценивается в 2 балла); однозадание на пропущенные слова в биологическом тексте
(оценивается в 2 балла);одно
задание гигиенического содержания с развернутым ответом (оцениваетсяв
2 балла); одно задание на анализ развернутого текста биологическогосодержания
(оценивается в 3 балла). Задания повышенного уровня сложностипроверяют следующие умения и виды деятельности
: применять знания взнакомой ситуации на соотнесение
, объяснение, определение, сравнение,12
классификацию биологических процессов и явлений
; применять знания визмененной ситуации на установление причинно
-следственных связей в живойприроде
; проводить элементарный научный анализ, обобщать и обосновыватьведущие биологические процессы и явления
. Максимальный балл заправильное выполнение заданий повышенного уровня
— 17 баллов;•
1 задание высокого уровня сложности на применение знаний в контекстесодержания предложенного биологического текста
. Задание проверяет умениясистематизировать и интегрировать имеющиеся знания
, оценивать ипрогнозировать биологические процессы
, решать практические и творческиезадачи предметного содержания
. Задание оценивается в 3 балла. Максимальныйбалл за правильное выполнение задания высокого уровня сложности
— 3балла
.Максимальный балл за выполнение всей работы равен
41 баллу.Отметка за выполнение экзаменационной работы по биологии определяется на
основании суммы баллов за правильно выполненные задания с использованием шкалы
перевода баллов
(таблица 1).Таблица
1Шкала перевода баллов в отметки за выполнение экзаменационной работы по
биологии
Отметка 2 3 4 5
Общий балл менее
12 12 - 21 22-31 32-41Отметка за выполнение экзаменационной работы по биологии также может
определяться на основании количества правильно выполненных заданий
.Отметка
«2» выставляется, если учащийся правильно выполнил менее 11 заданий,что эквивалентно
50 % заданий базового уровня.Отметка
«3» выставляется, если учащийся правильно выполнил 12 заданий и более(
т.е. более 50 % заданий базового уровня). Верхняя граница отметки «удовлетворительно»определяется выполнением всех заданий базового уровня
.Отметка
«4» выставляется, если выпускник правильно выполнил не менее 22заданий
, что эквивалентно выполнению всех заданий базового и одного из заданийповышенного уровня сложности
. Верхняя граница отметки «4» определяетсявыполнением всех заданий базового и более половины заданий повышенного уровня
сложности
.Отметка
«5» выставляется, если выпускник правильно выполнил не менее 32 заданий(
все задания базового уровня и свыше 70% заданий повышенного уровня сложности(
нижняя граница).Поскольку государственная
(итоговая) аттестация по биологии проводится врежиме эксперимента
, то территориальная экзаменационная комиссия можетскорректировать шкалу перевода баллов в отметки в соответствии с полученными
результатами
. В этом случае шкалу перевода можно сдвигать «вниз», но не более чем на 1балл
. Изменение шкалы перевода «вверх» – по усмотрению предметной комиссии.Учащиеся
, набравшие по итогам государственной (итоговой)_ аттестации побиологии более
32 баллов, могут быть рекомендованы к обучению в профильных классахобразовательных учреждений
, реализующих программы общего образования. Правилаприема в профильные классы определяет учредитель образовательного учреждения
(п.11ст
.16 Закона РФ «Об образовании»).13
7.
ГЕОГРАФИЯКаждый вариант экзаменационной работы включает 18 заданий базового
уровня сложности, 8 заданий повышенного уровня сложности и 4 задания высокого
уровня сложности.
К заданиям базового уровня
, как правило, относятся задания, которые должнывыполняться от
60% до 90% выпускников с удовлетворительной подготовкой. Этизадания проверяют умения называть основные факты и закономерности
, признакигеографических объектов и явлений
, описывать положение на карте географическихобъектов и ареалы распространения географических явлений
, умения определятьрасстояния и географические координаты на картах и планах местности
; умениеизвлекать из различных источников
(карты, статистические данные) географическуюинформацию
, представленную в явном виде.К заданиям повышенного уровня относятся задания
, которые должны успешносправляться
50% – 75% выпускников с хорошей подготовкой и 60% - 90%выпускников с отличной подготовкой
. В этих заданиях проверяются уменияопределять показатели
, характеризующие географические объекты, процессы иявления на основе предъявляемой в разном виде информации
, сравниватьгеографические объекты и явления
, степень проявления географических процессов наразных территориях по указанным признакам
, выявлять эмпирические зависимостина основе данных
, полученных в результате наблюдений.К заданиям высокого уровня относятся задания
, которые должны успешносправляться
60% – 75% выпускников с отличной подготовкой. В этих заданияхпроверяются умения применять географические знания и умения в новых ситуациях
для объяснения географических явлений и свойств географических объектов
.Максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы
составляет
33. В том числе 18 за выполнение заданий базового уровня сложности, 8 -за выполнение заданий повышенного уровня сложности и
74 - за выполнение заданийвысокого уровня сложности
.Отметки по пятибалльной шкале рекомендуется выставлять в зависимости от
общего количества баллов
, полученных выпускниками за выполнение всех заданийэкзаменационной работы
.При пересчете общего балла в отметку по пятибалльной шкале рекомендуется
использовать следующую схему
.Таблица
1Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в
отметку по пятибалльной шкале
Отметка по
5-бальнойшкале
2 3 4 5
Общий балл
менее 12 12-18 19-26 27-33При определении нижней границы отметки
«3» учитывались результатывыполнения экзаменационной работы базовых регионов
. Для того чтобы набрать 12баллов учащемуся необходимо выполнить не менее
65% заданий базового уровнясложности
. При этом учитывается, что невыполнение одного или нескольких заданийбазового уровня может компенсироваться за счет выполнении заданий повышенного и
высокого уровней сложности
, в том числе оцениваемых политомически.4
Три из четырех заданий высокого уровня сложности оцениваются политомически, то есть максимальныйбалл за их выполнение составляет
2.14
В отдельных случаях
, с учетом специфики того или иного региона (новизна инепривычность формы экзаменационной работы для учащихся
, особенностипрохождения программы
, и пр.) возможно выставление удовлетворительной отметки«3»
при первичном балле ниже 12, но не менее 10.Оценка
«4» выставляется, если ученик набрал не менее 19 баллов, то естьвыполнил все задания базового уровня и
1 задание повышенного уровня сложности.Оценка
«5» выставляется, если ученик набрал не менее 27 баллов, то естьвыполнил все задания базового и повышенного уровня и хотя бы одно задание высокого
уровня сложности
. Невыполнение одного или нескольких заданий повышенного уровняможет компенсироваться частичным или полным выполнением заданий высокого
уровня сложности
.Поскольку экзамен проводится в режиме эксперимента
, то регион можетскорректировать шкалу пересчета в соответствии с полученными результатами
. Так,например
, если какое-то задание выполнено учащимися существенно ниже уровня,предусмотренного спецификацией
, и анализ показал, что это связано с особенностямиметодики преподавания по конкретному УМК
, используемому в регионе, то это заданиеможет быть исключено из рассмотрения при пересчете баллов
. Методическимислужбами в этом случае должны быть определены и предложены меры по внесению
необходимых коррективов в учебный процесс
.В случае наличия конкурса для поступления в класс
, в котором предполагаетсяизучение географии на профильном уровне
, при отборе учащихся может использоватьсяпервичный балл
. Учащимся, получившим неудовлетворительную отметку на экзамене,целесообразно рекомендовать отказаться от поступления в такие классы
.8.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕПри определении подходов к пересчету первичных баллов за выполнение
экзаменационной работы в отметки по пятибалльной шкале, за основу были взяты
требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы. Анализ данного
документа позволил определить перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся с
различными уровнями подготовки.
К минимальному набору умений
, которыми должен владеть учащийся судовлетворительным уровнем подготовки
, отнесены:•
распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта,элементы его описания
;•
определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложеннойхарактеристики
;•
приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов,деятельности людей
, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;•
применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных ипрактических задач
, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
По материалам http://www.fipi.ru/view/sections/213/docs/