Утвержденная в конце января президентом РФ инициатива «Наша новая школа» предполагает повсеместное введение трех обязательных уроков физкультуры в неделю вместо нынешних двух. Как лучше использовать дополнительный час, в интервью РИА Новости объясняет главный редактор журнала «Теория и практика физической культуры», профессор кафедры философии, социологии и олимпийского воспитания Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Людмила Лубышева.
- Людмила Ивановна, не секрет, что физическое воспитание в школах сейчас далеко не на должном уровне. С чем это связано?
- Помимо давно известных проблем с устаревшей инфраструктурой и кадрами, появились организационные и методические трудности. Уроки физкультуры сейчас часто ставят в середину учебного дня, что вынуждает учителей не нагружать детей, чтобы они могли потом заниматься на остальных предметах. Уроки физкультуры должны быть последними в расписании, чтобы ребенок мог пойти домой и отдохнуть, или первыми, но с перерывом для восстановления перед занятиями. Методические трудности являются следствием этого – физическая культура становится побочным предметом, на котором дети отдыхают от интеллектуальных нагрузок, никак не развиваясь физически. Такой подход нужно в корне менять.
Также необходимо реформировать систему нормативов, которые должны выполнять школьники. Если в классе учится мальчик, от природы хорошо развитый, стройный, высокий, то и нормативы он сдаст легко, не прилагая стараний. А его одноклассник, не столь физически развитый, хоть и будет очень стараться, все равно получит тройку. Необходимо учитывать не только результат, но и техническую сторону – допустим, оценивать подачу, которую научился делать ученик, а не количество отжиманий в минуту.
- Изменится ли ситуация с введением обязательного третьего урока физкультуры?
- Пока еще сложно сказать. Кто-то ведь будет попросту оставлять детей играть в зале, а другие вообще отдадут этот час на русский язык или математику. В то время как его надо использовать для «спортизированных» уроков физкультуры, тогда что-то в физическом воспитании детей в школах действительно изменится в лучшую сторону.
- Что представляют собой «спортизированные» уроки?
- На них дети не просто двигаются, а тренируются. Тренировка предполагает нацеленность на результат. На каждом занятии учитель ставит перед ребенком определенную норму в пределах его физических возможностей, и от раза к разу нагрузка усиливается. При этом дети должны заниматься определенным видом спорта, а не просто «наматывать круги» по залу или на улице. Занятия спортом формируют интерес к нему у ребенка, он начинает ходить на урок с удовольствием, чего-то добиваться.
Уроки спорта полезны и для здоровья, если главной их целью мы считаем формирование физической культуры. В условиях, когда, по данным медиков, 20% школьников имеют хронические заболевания, одинаковый для всех подход уже не работает. Детей необходимо оздоравливать, а оздоровление невозможно без тренировок и нагрузок на организм. Для детей с хроническими заболеваниями нужны специальные медицинские группы, а для тех, кто не хочет заниматься каким-либо отдельным видом спорта, создаются группы общей физической подготовки.
- Как такая схема работы может быть организована?
- Она уже создана и успешно функционирует. Например, в 1994 году уроки спорта появились в школе №32 города Сургута. Сейчас они введены во многих школах города, а в Сургутском государственном университете на факультете физической культуры открыт специальный дополнительный курс для подготовки тренеров-учителей по программе «спортизированных» уроков. По этой программе работают школы города Чайковский в Пермском крае.
Всех ребят из параллели делят не по классам, а по тем видам спорта, какими они занимаются. Формируются отдельные спортивные коллективы, у школьников появляется ощущение, что они не просто посещают урок, а занимаются настоящим спортом.
- Как решается вопрос с помещениями и тренерами, ведь даже на обычные занятия не хватает учителей?
- Используются как спортивные залы школ, так и спортивная инфраструктура города. Например, рядом есть теннисный клуб, и тогда по договоренности школа в первой половине дня может пользоваться его теннисными кортами и залами.
- А как быть с детьми, кто уже занимается в секциях? Зачем им уроки физкультуры в школе?
- Для них предусмотрен экстернат. Но часто дети по собственному желанию продолжают ходить на уроки физкультуры, потому что им интересно. Ребята из школьных команд занимают на краевых и региональных соревнованиях высокие места, хотя и занимаются данным видом спорта только на уроках физкультуры.
По материалам http://ria.ru/edu_analysis/20100217/209590413.html