Членам педагогического коллектива, прежде всего, должно быть известно, какой состав, контингент учащихся из так называемой группы риска обучается в школе.
К детям девиантного поведения мы отнесли следующие категории учащихся и их семей:
1) состоящие на учете в ПДН и КДН;
2) состоящие на внутришкольном учете под наблюдением совета по профилактике;
3) учащиеся из семей социально опасного положения. Эта категория распределяется по таким критериям асоциальности:
а) алкоголизм родителей;
б) педагогическая несостоятельность родителей и лиц, их заменяющих;
в) аморально-криминальные.
Из составленных уже в 11 классах начального, основного и среднего обучения социальных паспортов мы имеем следующую социальную картину:
Ознакомление со списками.
Что мы должны учитывать и с чем вынуждены считаться при работе с трудными учащимися?
1. Это социально-экономические различия учащихся. Социальное происхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида. Весьма важны для педагогов и такие разделы социологии, как социология семьи, социология воспитания и образования. Необходимо учитывать все социальные аспекты во взаимосвязи с психологией воспитанников. Нет, пожалуй, ни одного сколько-нибудь сложного личностного качества, которое не варьировалось бы в зависимости от социально-классовых и средовых факторов.
В планировании и организации воспитательной работы педагог обязан учитывать социальное происхождение ребенка, род занятий и уровень образования его родителей, особенности его социально-экономической среды, состав, структуру и материальное положение семьи, его собственное социальное положение и вид занятия. Отсюда – необходимость тесной кооперации психолога, социолога и педагога как на уровне сбора, так и на уровне интерпретации данных. Психологические данные и особенности поведения трудного учащегося всегда отражают влияние социальных переменных, и наоборот.
2. Еще одно измерение, которое должна постоянно учитывать педагогическая деятельность, составляет особенности организма или типа личности.
Итак, универсальной схемы, определяющей свойства личности подростка, быть не может. Но, работая с детьми, надо иметь в виду следующее:
1) общие свойства культуры и общества, к которому учащийся принадлежит;
2) его социально-экономическое положение;
3) историческую ситуацию, в которой происходит его развитие и особенности его поколения;
4) его пол;
5) его индивидуально-типологические свойства.
С 11 лет у детей резко проявляется девиантность в поведении: учащийся становится импульсивным, появляется негативизм, частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунт против родителей и педагогов, склонен к уходу в себя, чувствителен к критике. Проявляются такие черты характера как беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность. Процесс работы с детьми такого поведения требует от педагога громадного терпения, большого такта, чтобы выявить реальный потенциал личности трудного ученика, чтобы предвидеть сферу ее преимущественных интересов, особенностей, в которой она максимально раскрывает свои способности, и формулировать задачи, строить взаимоотношения с упором на эти способности, лучшие особенности.
При стандартных измерениях уровень умственного развития юных правонарушителей большей частью оказывается значительно ниже среднего. В то же время в собственной среде, при решении своих жизненных задач такие ребята нередко проявляют незаурядную смекалку и находчивость, но только в рамках своего интеллекта.
Пик негативистских реакций ко взрослым приходится от 12 до 15 лет. Практически все психологи мира считают этот возраст наиболее трудным возрастом эмоционального развития. Пик эмоциональной напряженности, тревожности и отрицательных эмоций совпадает с максимумом общей эмоциональной чувствительности.
В этом возрасте в образе «идеального учителя» у подростков на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества – способность к «пониманию», эмоциональному отклику, сердечность, то есть в учителе хотят видеть старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания, на третьем – умение справедливо распоряжаться властью. Очень часто бывает, что сознание взрослых иллюзорно в том, что они переоценивают степень своей близости к воспитуемым, а тем самым и меру своего на них влияния.
Чтобы сохранить психологический контакт, учителя должны отказаться от авторитарных методов воспитания. Необходим личностный подход в воспитании – это последовательное всегда и во всем отношение к ученику как к личности, как субъекту деятельности. А личность никогда не бывает однозначной, она всегда противоречива и изменчива. Не увидев в ученике чего-то ценного и интересного, свойственного только ему, учитель, в сущности, не может воспитывать школьника. В старших классах отношения учителя с учениками могут строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу.
Воспитание успехом. Ситуация успеха порождает психологическое условие принятия деятельности педагога и своего «Я» в деятельности как субъекта, закладывает основы для духовной потребности в успешной деятельности и потребности в повторном проживании успеха.
В нашем арсенале не так много рычагов – субъектов профилактики, но опора на них позволяет решать проблему девиантности, правонарушений с нашими детьми.
Поиски технологии создания успеха привели к ряду некоторых очень простых педагогических правил: поддерживать доброжелательное отношение к ребенку в течение его деятельности; авансировать, то есть предварительно огласить достоинства ребенка, которые позволят ему достигнуть успеха; подчеркнуть исключительные персональные качества личности ребенка; задавать высокий уровень мотивации: снять страх перед предстоящей работой; предложить скрытую инструкцию, облегчающую первые шаги предстоящих усилий; выразить свою уверенность, что успех станет обязательным исходом задуманного; а по окончании деятельности положительно оценить отдельные стороны исполнения, охарактеризовать их особенность.
Опытным педагогам-мастерам издавна известно большое влияние шутки на активность ученика и благоприятное психологическое состояние. Юмор сам по себе обладает колоссальной силой воздействия, он снимает напряжение, психологически расковывает человека, доставляет удовольствие, способствует установлению доброжелательного отношения.
Взаимная доброжелательность свойственна современной методике работы педагога с детьми, будь это групповая работа или работа индивидуальная, с одним ребенком.
Одной из глобальных причин, влияющих на ненормальное поведение детей, является проблема родительской несостоятельности, их педагогической непросвещенности, неграмотности.
Наш с вами опыт показывает, что значительная часть родителей не имеет должного представления о своеобразии детского воспитания и развития. Одни родители сознательно, другие – по неведению не уделяют серьезного внимания воспитанию своих детей в семье. И нередко ошибки в воспитании, кажущиеся большинству родителей незначительными, приводят на более поздней стадии развития ребенка к неожиданным последствиям. И когда дети попадают к нам, нам приходится уже решать родительские проблемы: растет число родителей, которые жалуются на «неподдаваемость» детей, которые не могут руководить действиями ребенка, у них нет с ним контакта.
Происходит так потому, что родители не понимают тех изменений, которые происходят в развитии их детей, неверно реагируют на различные неприятные явления в их поведении, не находят им правильной оценки. Поэтому мы не можем совершенно устранить с помощью даже правильной профилактики те изъяны и пробелы воспитания, с которыми к нам поступили дети. Несомненно, многое зависит от созданных ранее положительных предпосылок и, безусловно, очень нелегко исправлять уже совершенные ошибки в воспитании, что чаще всего нам и приходится делать.
Деятельность педагогов – это всего лишь звено единой воспитательной цепи, направленное на образование детей и просвещение их родителей. Мы не можем принудить ребенка учиться, заставить посещать кружки – мы можем только убеждать. Мы не состоятельны в том, чтобы ломать, изменять поведение, образ жизни, семейные условия и отношение родителей, взрослых людей со сложившимися жизненными критериями, нравственно-духовными ценностями и сформировавшимся мировоззрением, еще и психиатрическими недугами, – мы можем только просвещать, предлагать, пытаться убеждать. Но крайне тяжело оптимизировать нужный результат и от этой профилактической формы, так как приходится работать с такими категориями детей, как
1) учащиеся, проживающие в семьях, оказавшихся в социально опасном положении, в которых нормой является пьянство, смена жен, мужей, терзающие родительские споры, нецензурщина, драки, безразличие к детям, грубость, жестокость. Реакции на тяжелые впечатления детей, каждое неприятное событие в таких семьях на долгое время, если не навсегда, приводит ребенка к психическим расстройствам, проявлению такого свойства эмоциональной конституции ребенка, как озлобление к отцу, матери, а затем ко всем взрослым, выражающееся в неподчинении, враждебности, наличию такого явления, как детская грубость, драчливость. Все эти качества не являются врожденным инстинктом человека, но они легко возникают тогда, когда с самим ребенком обращаются грубо там, где детей бьют дома.
2) дети родителей-инвалидов, не способные дать полноценное воспитание своим детям.
Кардинально мы сложившуюся в обществе ситуацию с детской беспризорностью не изменим, но ответственности с себя за нынешнее положение дел с детьми мы не снимаем, будем продолжать в нашем учреждении запланированную реализацию системы воспитательно-профилактической работы, будем стараться совершенствовать ее, а главное, конечно, будем в первую очередь помогать детям, спасать детей, оберегать их от несчастий.
Уважаемые коллеги!
В заключение хотелось бы обратить ваше внимание на утверждения польского педагога Януша Корчака о проблеме «трудных» детей:
«Почему ребенок для одного воспитателя плох, а для другого хорош? Мы требуем стандарта, добродетели и поведения, и, сверх того, по нашему усмотрению и образцу. Найдешь ли в истории пример подобной тирании? …Воспитание – это не милая забава, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей…».
«Трудные» дети – это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детсаду – воспитателям, в школе – учителям. Тем не менее, чаще нужно задумываться над тем, каждый ли ребенок действительно трудновоспитуемый? Есть ли гарантии правильности наших педагогических воздействий?
«По своей трудности это дело доступно каждому человеку, – находим у А. С. Макаренко. – …Хорошо воспитать ребенка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а, кроме того, это – дело приятное, радостное, счастливое».
Так что будем плодотворно, усиленно, старательно заниматься с вами этим благородным делом.