В рамках недели математики, а так же в рамках празднования 300 летия великого ученого был показан фрагмент нового масштабного сериала "Звезда Ломоносова". Фильм снят при государственной финансовой поддержке Министерства Культуры Российской Федерации. Производство студии "ВТВ-сервис", продюсер Валентина Владимировна Владиславлева.
В этом фрагменте рассказывалось о детстве Ломоносова.
Детство М. В. Ломоносова
Осенью 8 ноября (по новому стилю — 19 ноября) 1711 года жена крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова Елена Ивановна Сивкова родила сына — Михайло. Произошло это в деревне Мишанинская (ныне — село Ломоносово), которая раскинулась недалеко от Холмогор, на одном из многочисленных островов в устье Северной Двины при впадении в Белое море. Первые годы своей жизни маленький Михайло находился на попечении своей матери. От нее он унаследовал тонкий художественный вкус, поэтическое восприятие мира, добросердечность и деятельную отзывчивость.
Михайло рос крепким физически мальчиком и поэтому вскоре стал первым помощником по хозяйству в доме: ухаживал за скотиной, полол грядки и собирал урожай. В 10 лет Михайло уже брали на рыбный промысел. Лучше всего о поморском ребенке — Михайло Ломоносове — написал Борис Викторович Шергин: « Вижу Михайлушку Ломоносова юнгой-зуйком на отцовском судне... Двинская губа только что располонилась ото льда. Промысловые ладьи идут в море. Многопарусная "Чайка" Ломоносовых обгоняет всех. Михайло стоит на корме и дразнит лодейщиков, протягивает им конец корабельного каната — нате, мол, на буксир возьму. Лодейщики ругаются, а Михайло шапкой машет: "До свиданья, дожидаться недосуг"».
Воспитание поморцев было строгим: абсолютное подчинение старшим, аскетичность, строгость, смирение. И только на воле можно было проявлять силу, храбрость, смекалку. Ломоносов впоследствии писал: «Отличаются лопари одною только скудностью возраста и слабостью силы — затем, что мясо и хлеб едят редко, питаясь одною почти рыбою. Я, будучи лет четырнадцати, побарывал и перетягивал тридцатилетних сильных лопарей. Лопарки хотя летом, когда солнце не заходит, весьма загорают, ни белил, ни румян не знают, однако мне их видеть нагих случалось и белизне их дивиться, которою они самую свежую треску превосходят — свою главную и повседневную пищу».
Условия Русского Севера оказали значительное влияние на становление характера Ломоносова, на формирование его представлений и идеалов, выковали свободный характер будущего великого учёного. Здесь в помине не было манголо-татарского ига, не было помещичьего землевладения. Архангельск всегда был большим городом, через который шла торговля с западными странами.
Пытливый ум Михайло подмечал в окружении детали, пытался мысленно соединить их в логически связанную систему и, если не получалось, задавал вопросы: «У солнца свет самородный? А звёзды? Маменька сказывала: лампады ангельские... А молния? А край земли близко ли? А почто немцы говорят несходно с нами?» (Б. Шергин)
Замечал он и красоты Севера, которые позже вылились в стихи:
Достигло дневное до полночи светило,
Но в глубине лица горящего не скрыло,
Как пламенна гора казалось меж валов
И простирало блеск багровый из-за льдов.
Среди пречудныя при ясном солнце ночи
Верьхи златых зыбей пловцам сверкают в очи.
Время, проведенное среди множества церквей и верующих, среди скудной природы и сурового климата, среди нежных чувств и строгих нравов, сформировало у Михайлы противоречивый характер. Будущего гения отличали:
- стойкость к невзгодам и лишениям, к обидам и насилию,
- трепетные чувства к любимой матери и глубокое уважение к отцу,
- чувство языка, способности к изучению иностранных языков,
- осознание своих корней, сочетающееся с забыванием малой родины,
- терпимость к неразумному поведению окружающих,
- беспричинные вспышки ярости,
- смирение перед Всевышним и глубокая вера в Божью помощь,
- преобладание гордыни над разумом,
- гибкость в принятии решений,
- неуклонное движение к своей правде, не выбирая средств,
- упрямство и стойкость во взглядах, в позициях,
- работоспособность, нередко во вред своему здоровью,
- готовность принять ответственность за многие решения,
- глубина мышления и в то же время поверхностность,
- гениальная способность предвидеть будущие научные открытия,
- неумение вести хозяйство и планирование производства,
- неистовая любовь к Родине и ценностям страны, к народу,
- страстное желание к познанию нового.
На протяжение всей жизни в разных ситуациях начинали отчетливо и громко звенеть нужные струны, иногда создавая гармонию, но нередко — какофонию. И это позволяло Ломоносову мгновенно достигать высоких результатов или неожиданно срываться вниз. Гениям все дозволено! Гений все стерпит!
По материалам сайта http://lomonosov300.ru/73584.htm
На этом сайте много конкурсов, посвященных празднованию 300 летия. Участвуйте и побеждайте!