"Мир права"

Под таким названием прошла деловая игра между учащимися 9-11 классов, целью которой была формирование правовой грамотности и осознанного нравственного поведения. Конкурс-игра прошла в рамках Недели правовых знаний. В ходе игры ребята познакомились основными положениями Конвенции о правах ребенка, Декларации прав человека. Ребята показали хорошие знания Конвенции и Декларации. По итогам состязаний, победила дружба.

Приложение:

«МИР ПРАВА»

 

Цель: Формирование правовой грамотности и осознанного нравственного поведения.

Задачи:

Закрепление знаний Конвенции о правах ребенка, Декларации прав человека;

Развитие умения отстаивать свои права;  Воспитание чувства ответственности;

Развитие логического мышления.

 

Форма проведения: игра «крестики – нолики».

Время проведения: 10 сентября.

Участники: учащиеся 9-11 кл.

Оборудование: два больших стола, стулья; техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор;

программное обеспечение: Microsoft Power Point, слайдовая презентация;

Оформление: книжная выставка «Права и обязанности»; на сцене изображение земного шара и нарисованные лица детей, большими буквами название мероприятия «Мир права».

Реквизит: карточки и таблички с названием команд, карточки с заданиями, перед сценой на стенде большое белое поле (из ватмана), состоящее из 9-ти квадратиков, фигурки крестиков и ноликов из цветной бумаги.

 

При входе в зал, каждый игрок получает конверт, в котором находится карточка с названием команды.

 

Ход игры:

 

Звучит заставка «Я имею право». На экране демонстрируется видеоролик о правах детей, сделанный по мотивам мультфильмов. Музыка затихает. На экране – фотоколлаж с надписью «Имею право!».

Выходят чтецы.

1-й чтец:

Все лучшее, что в человеке есть:

Его права и жизнь его, и честь,

А жизнью пользуясь по праву,

Я гордо говорю: имею право!

2-й чтец:

 Свободно жить под солнцем и луной

И восхищаться красотой земной;

Не быть рабом и пыток не терпеть,

 А песню жизни вдохновенно петь;

1-й чтец:

Могу я погостить за рубежом,

Потом вернуться в свой любимый дом;

Свободу мысли, слова я имею,

Но совесть есть, грубить другим не смею.

2-й чтец:

А подрасту - поможет мне держава

Работу выбрать – имею право.

Ну а пока я – ученик:

Учу уроки, подаю дневник….

Досугу - час,

А школе - все внимание.

Использую я право

На образование.

 

Выходит ведущий:

10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека. А 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию в 1989 году очень важного документа – Конвенции о правах ребенка (на экране слайд с изображением этих документов). В этих документах записаны все основные права и обязанности человека. И если вы знаете эти законы, то всегда сумеете отстоять своё право и не нарушить право другого. Сегодня наша игра посвящена теме "Права и обязанности ребенка".

Откройте свои конверты. В них лежат карточки с названием вашей команды (всего две команды). Займите места за столом с соответствующим названием. Правила игры: Вам всем хорошо знакома игра «крестики – нолики». Но сегодня прежде, чем поставить «крестик» или «нолик», команды должны будут выполнять различные задания. Команда, которая первой правильно ответит на вопрос, получает право поставить свой знак в клетку и продолжить игру. Победит команда, поставившая три "своих" фигурки в ряд. (На слайде изображение игры «крестики - нолики») Следить за игрой и определять победителей будут люди, хорошо знающие законы и обязанности взрослых и детей. Это социальный работник школы…, завуч по воспитательной работе…, библиотекарь… . Звучит музыкальная отбивка.

 

Ведущий: Игра начинается.

 

 Задания:

 

1. Азбука права.

Командам раздаются карточки, на которых написаны определения.

Ведущий: Ваша задача быстрее соперников подобрать к каждому определению правильное слово и вписать в карточку. Список слов вы видите на экране.

 

Карточка для 1-й команды:

 

    Вписать слово                                                                                    Определение

 

 Юридический документ, в котором систематизированы и объединены нормы права,регулирующие определенную область общественных отношений. (Кодекс)

 

Принцип, действующий в уголовном праве, определяющий, что человек считается

преступником и несет уголовную ответственность только после того, как его вина

 доказана в суде. (Презумпция невиновности)

 

Бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. В уголовном

праве – вид преступления, выражающийся в осквернении общественных сооружений

надписями, грубо оскорбляющими общественную нравственность, порче имущества

на общественном транспорте или иных общественных местах. (Вандализм)

 

Основной закон государства. (Конституция)

 

Совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные

отношения. (Право)

 

Способ устройства общества, при котором народ сам правит страной. (Демократия)

 

Список слов на экране: Презумпция невиновности; Кодекс; Конституция; Право, Вандализм, Демократия.

 

Карточка для 2-й команды:

 

Вписать слово                                                                      Определение

 

Общественно опасное, противоправное и наказуемое действие или бездействие.

(Преступление)

 

Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор)

 

Международный договор, обязательный для исполнения всеми государствами,

которые его подписали. (Конвенция)

 

Законодательный акт, в котором предусмотрен порядок приема и перевода на

другое рабочее место, порядок увольнения, вопрос оплаты труда,

продолжительности трудового дня. ( Трудовой кодекс)

 

Государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо,

нарушившее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством и

обществом. (Юридическая ответственность)

 

Свободы каждого человека, которые необходимы в свободном обществе: свобода

собрания, совести, религии и слова, а также право на справедливый суд. (Гражданские свободы)

 

Список слов на экране: Трудовой кодекс; Конвенция; Приговор; Преступление, Юридическая ответственность, Гражданские свободы.

 

 2. Галерея.

 

Ведущий: На экране вы видите изображение картины художника:

 

- Василия Перова «Тройка». Какое право ребёнка нарушено? (Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию)

 

- Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Иллюстрацией к какому праву может служить эта картина? (Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством)

 

-  Константина Маковского «Игра в бабки» (Право ребёнка на отдых и досуг)

 

3. Музыкальный вопрос.

 

Ведущий: Послушайте песню. Звучит отрывок из песни:

 

-  «Пусть всегда будет солнце». О каком праве в ней поётся? (Право на жизнь и свободу)

 

-  «Песня бременских музыкантов» (Право на свободу передвижения)

 

-  «Чему учат в школе» (Право на образование)

 

4. Без слов.

 

Ведущий: Каждая команда получает карточку с крылатым выражением, пословицей. Вам нужно будет изобразить её при помощи мимики и жестов и объяснить о каком праве идёт речь.

 

-  В здоровом теле – здоровый дух. (Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья)

 

-  У семи нянек дитя без глазу. (Право ребёнка на заботу родителей)

 

-  Устами младенца глаголет истина. (Право ребёнка свободно выражать своё мнение)

 

-  Капля никотина убивает лошадь. (Право ребёнка на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ)

 

5. Законопроект.

 

Ведущий: Сейчас вы сможете сами придумать и предложить закон, который нужно будет соблюдать в нашей школе учащимся или учителям, а может быть родителям.

 

6. Социальная реклама.

 

Ведущий: Каждый ребёнок должен знать свои права, но многим мальчишкам и девчонкам лень их учить. Ваша задача придумать и нарисовать рекламу, которая:

 

-  привлечёт внимание ребят к законам (задание для 1-й команды)

 

-  покажет, что свои обязанности нужно выполнять (задание для 2-й команды)

 

7. Литературные герои.

 

-  В каких сказках нарушено право на неприкосновенность жизни? (побеждает команда, назвавшая большее количество сказок)

-  Вспомните сказки, где было нарушено «Право на защиту от разлучения с родителями» и герои были насильно разлучены с родными. «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная королева» и т. д.

-  Какие права нарушены в сказке Ш. Перро "Красная шапочка"? (нужно назвать как можно больше прав)

 

8. Шифровка.

 

Ведущий: Нужно прочитать зашифрованное изречение известного поэта и философа. Буквы расположены не по порядку. Прочитать цитату можно продвигаясь от самой маленькой буквы по возрастанию к самой высокой или наоборот: от самой высокой к самой маленькой.

Ответ: "У того, кто решит изучать все законы, не останется времени их нарушать" (Гете);

 «Ничто так плохо мы не знаем, как - то, что каждый должен знать - закон» (О.Бальзак).

 

9. Правовая копилка.

 

Ведущий: Сейчас команды будут по очереди перечислять права детей. Команда, назвавшая больше прав, одержит победу.

 

Члены жюри уходят подводить итоги игры.

Ведущий: Давайте с вами выясним, сможете ли вы в реальной жизни правильно пользоваться своими правами и выполнять обязанности. Возможно, вы сталкивались с такой ситуацией:

 

Ситуация 1.

Сын с друзьями слушает громкую музыку. Мама: Сколько тебе раз можно говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы! Сын: Но, мама! Ты же все равно в 11 еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний!

Ведущий: О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном? (Ответ: Ст.15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире или дом, и является нарушением общественного порядка.)

 

 Ситуация 2.

Ученик: Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы истории не знаете, путаетесь часто, уроки у вас не интересные. Пусть нам другого учителя по истории найдут, поумнее. Учитель: Как ты смеешь со мной так разговаривать? Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому, что я от него вчера пострадавший – меня за вашу двойку, знаете как наказали? Не разрешили в компьютер играть. Так что я на уроки ваши больше ходить не буду!

Ведущий: Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителей - они виноваты во всех наших бедах. Но тем не мене закон на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя свои права? (Нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей Статья 13)

 

Подведение итогов. Ведущий предоставляет слово Жюри. Объявляется победившая команда, выделяются и награждаются грамотами игроки обеих команд, проявившие себя «Знатоками права».

 

Ведущий: В жизни, как и в нашей игре, побеждает тот, кто знает свои права. Этому вас учат в школе, и об этом поётся в нашей песне. Давайте все вместе споём её, слова вы видите на экране. Звучит музыка «Учат в школе», на экране появляются слова песни – переделки.

Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Спасибо всем участникам.